forest logo foto_02 foto_03
 


решения ассоциации


 «Развитие лесного комплекса в условиях роста экологических требований»

 

 г. Владивосток                                                                                           05.08.2011 г.

                                               

    Круглый стол по вопросам развития лесного комплекса Дальнего Востока в условиях роста экологических требований, предъявляемых международными стандартами и общественными экологическими организациями, организован по инициативе Приморской ассоциации лесопромышленников и экспортеров леса в связи с тем, что усиливающиеся противоречия между системой лесопользования в Российской Федерации и требованиями ряда экологических организаций приводят к недопустимому снижению экономической эффективности лесопромышленного комплекса.

  Приглашения для участия в работе круглого стола были высланы 40 организациям и частным лицам. Проявили заинтересованность и приняли участие 31 представителя органов государственной власти, законодательного собрания Приморского края, научных, общественных, природоохранных, лесопромышленных предприятий Приморского и Хабаровского края, представители СМИ (список участников прилагается).

           

Цели круглого стола     

 

- Поддержка реализации приоритетных инвестиционных проектов и освоения лесов на основе комплексного, рационального, неистощительного лесопользования.

 

-  Поиск путей решения противоречий между требованиями Российского лесного и природоохранного законодательств и отдельных международных стандартов лесоуправления, а также между лесопромышленным сектором Дальнего Востока и неправительственными природоохранными организациями.

 

-  Решение проблем лесопользования в рамках действующего правового поля и с учетом интересов всех участников лесных отношений, в том числе КМНС.

 

Основные темы обсуждения

 

- О современном состоянии и перспективах лесопромышленного комплекса в условиях роста экологических требований со стороны международных природоохранных организаций.

 

- О современном состоянии социально-экономического развития, сохранения традиционного природопользования коренных малочисленных народов севера Приморского края. О практике и перспективах сотрудничества органов власти, бизнеса с коренными народами в области комплексного использования природно-ресурсного потенциала в местах их проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

 

- О нормативно-правовом режиме и регулировании использования орехово-промысловых зон и ООПТ. Научный подход к оценке выделения ООПТ и принципах их использования.    Экологический подход в развитии лесопромышленного комплекса. Оценка эффективности реализации приоритетных инвестиционных проектов.          

 

В ходе обсуждения и всестороннего анализа проблемы участники круглого стола обозначили важность и необходимость совместных усилий представителей лесного комплекса, государства и широкой общественности по реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, с учетом инновационных технологий и на основе экологически ответственного, социально выгодного и экономически жизнеспособного лесоуправления.

 

В то же время участники отметили:

- В последнее время значительно усилилось влияние ряда международных природоохранных организаций на политику и практику лесоуправления и лесопользования на Дальнем Востоке России. Это с одной стороны является положительным явлением, демонстрирующим прогресс на пути движения РФ к гражданскому обществу, но с другой стороны, на фоне ослабления государственной системы лесоуправления и отсутствия внятной государственной, в том числе экономической политики развития лесного комплекса, несет в себе угрозы, связанные с дискредитацией действующего законодательства, соблюдение которого является основой для любого государства. В частности, это выражается в принципиальных противоречиях между действующим законодательством РФ и национальной трактовкой международных стандартов лесной сертификации, разработка которых осуществлялась и осуществляется без должного участия государства и заинтересованных сторон дальневосточных регионов России.

 

- Деятельность ряда природоохранных организаций на Дальнем Востоке, направлена на выведение из эксплуатации лесосырьевых баз, которые на законных основаниях переданы в аренду или могут быть переданы в аренду. При этом в качестве основного аргумента для ограничений законного использования лесных ресурсов выдвигаются те или иные атрибуты ценности этих лесных участков, которые определены узким кругом заинтересованных сторон и, зачастую, не подкреплены серьезными научными исследованиями, которые были бы обсуждены и одобрены широкой, в том числе научной и экологической общественностью.

 

- В используемых в настоящее время оценках влияния новых инвестиционных проектов в сфере лесопользования на окружающую среду, биоразнообразие и социальную сферу, довлеют шаблоны, базирующиеся на практике истощительного, в том числе нелегального лесопользования. Такая практика, к сожалению, еще имеет место на Дальнем Востоке России, но не является доминирующей. Поэтому, используемая стратегия навешивания ярлыков формирует у общественности мнение отрицания любых форм и методов лесопользования связанного с рубкой леса, в том числе и основанного на комплексном и неистощительном использовании лесных ресурсов. Такой подход только способствует процветанию нелегальных рубок и незаконного оборота древесины и усиливает потенциал конфликтности в лесных поселках.

 

- В Дальневосточном регионе, как и в России в целом, наблюдается явное доминирование точки зрения конкретной природоохранной организации, проекты которой финансируются из зарубежных источников. Используя мощные инструменты финансовой поддержки и широкую международную сеть своего влияния, ею, по сути, монополизировано право видения стратегий развития лесного хозяйства и лесного комплекса, что практически лишает возможности органы власти на местах и независимые общественные организации участвовать в разработке и продвижении любых региональных альтернатив.

 

- Вызывает настороженность открытое лоббирование интересов международных природоохранных организаций на уровне федеральных министерств и ведомств. Результатами такого лоббирования являются факты принятия поспешных и необоснованных решений, касающихся ограничений хозяйственной деятельности (например, запрет рубок кедра корейского), которые имеют долгосрочные негативные социально-экономические и экологические последствия для Дальневосточного региона.

 

- В связи с невозможностью ознакомиться с подлинным решением заседания на уровне вице - премьера Правительства РФ В.А. Зубкова, полученный инвесторами документ «План действий….» от 27.07.2011 г., по нашему мнению, является юридически некорректным, требующим правовой оценки.

 

- Ограничения, накладываемые на выполнение инвестиционных проектов, в частности на проект ЗАО “ЛЕС ЭКСПОРТ» «Завод по производству трехслойного паркета», в процессе их реализации, ухудшает инвестиционный климат и может привести к самым негативным последствиям не только для привлечения дополнительных инвестиций, но и для развития уже имеющихся производств.

 

- Названные факты обуславливают потерю доверия к власти, которая неспособна обеспечить главенство закона, порождают разного рода конфликты, которые негативно влияют на реализацию приоритетных инвестиционных проектов и в целом, на инвестиционный климат ДВ регионов в сфере лесопользования, а также ведут к расслоению общества на сторонников и противников развития лесного комплекса.

 

В связи с вышесказанным участниками круглого стола предлагаются следующие приоритетные и актуальные направления совместных усилий представителей лесного комплекса, государства и широкой общественности по развитию лесного комплекса Дальнего Востока в соответствии с принципами устойчивого лесоуправления и лесопользования:

 

- Осуществление политики «перезагрузки» в сложившихся отношениях между представителями лесного комплекса Дальнего Востока и рядом природоохранных организаций с целью налаживания конструктивного диалога, строящегося на принципах уважения взаимных интересов, обоюдной прозрачности и главенства действующего законодательства. Данная политика должна исключать любое политическое или экономическое давление и обеспечить согласованность взаимных действий при выработке и подаче предложений, которые могут повлечь негативные последствия для тех или иных заинтересованных сторон.

 

- Развитие и поддержка региональной сети общественных организаций природоохранной, социальной и правовой направленности и общин КМНС, имеющих опыт и знания в вопросах устойчивого лесоуправления и лесопользования и собственное видение развития лесного комплекса ДВ региона. Это направление может осуществляться через создание и функционирование специализированного Общественного Фонда, который бы аккумулировал финансовые средства и перераспределял их на реализацию научно-прикладных и практических программ и проектов, нацеленных на развитие концепции устойчивого лесоуправления на ДВ.

 

- Тиражирование и пропаганда имеющегося положительного опыта реализации инвестиционных проектов в сфере освоения лесных ресурсов на Дальнем Востоке.

 

- Разработка и внедрение инновационных подходов и проектов комплексного, неистощительного лесопользования, учитывающих сохранение выявленных атрибутов природоохранной, социальной и культурной ценности, поддержание и развитие традиционного природопользования местного населения и общин КМНС и другие вопросы, связанные с лесопользованием, которые могут быть актуальны для конкретной территории. Такие подходы и проекты должны разрабатываться с привлечением представителей органов государственной власти, КМНС, неправительственных организаций, бизнеса, а также широкого круга научных специалистов (биологов, зоологов, охотоведов, лесоводов и др.).

 

            Для принятия конкретных первоочередных мер, участники круглого стола обращаются со следующими предложениями:

 

            К Правительству Российской Федерации:

    Принять меры, способствующие привлечению инвестиций и реализации инвестиционных проектов, а также разработать механизмы, не позволяющие в одностороннем порядке вносить приводящие к негативным последствиям изменения в такие проекты,  и в первую очередь в те, которые находятся на стадии реализации. Прежде всего, такие изменения недопустимы в отношении обеспечения сырьем.

           

К Рослесхозу:

Разработать и утвердить соответствующие нормативы и процедуры, предусматривающие оперативное внесение изменений в документы регионального лесного планирования (Лесные планы и лесохозяйственные регламенты) при изменении нормативно-правовой базы или поступлении новой информации, имеющей соответствующее научное обоснование.

Разработать и утвердить механизм оценки и компенсации упущенной выгоды арендаторам при одностороннем изменении владельцем лесных ресурсов или его представителем условий аренды прав на пользование теми или иными лесными ресурсами.

Сбалансировать интересы международных и национальных НПО через участие в Общественном экологическом совете при Рослесхозе представителей региональных общественных природоохранных организаций и науки.

Включить в состав Рабочей группы для урегулирования вопроса по реализации инвестиционного проекта ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» представителя Приморской ассоциации лесопромышленников и экспортеров леса, а также представителей региональных общественных и научных организаций и независимых экспертов.

           

К исполнительным органам власти субъектов ДВ региона:

Внимательно и ответственно подходить к разработке, рассмотрению и утверждению документов регионального лесного планирования, в частности Лесных планов и лесохозяйственных регламентов, а после их утверждения тщательно контролировать и добиваться их безусловного выполнения.

Шире привлекать к обсуждению лесных планов и лесохозяйственных регламентов представителей предприятий лесного комплекса, отраслевых союзов и ассоциаций, научных и общественных природоохранных организаций.При уполномоченных в сфере лесопользования органах власти субъекта РФ создать консультативно-экспертные советы.

Организовать в различных формах и видах просвещение (неформальное обучение) представителей национальных некоммерческих организаций и местного населения по вопросам рационального природопользования и безопасности в лесах.

Создать условия для внесения правотворческих инициатив по совершенствованию лесного и иного законодательства инвесторами и представляющими их интересы некоммерческим организациям.

           

К общественным природоохранным организациям:

Делать доступной для сведения предприятий лесного комплекса и широкой общественности информацию о планируемых и реализуемых проектах на территории Дальнего Востока, источниках и объемах их финансирования, результатов проведенных мероприятий. В частности, придать гласности и обсуждению широкой общественности все имеющиеся материалы по проекту «Охрана девственных лесов реки Бикин для уменьшения влияния изменений климата».

 

К Ассоциации лесопромышленников и лесоэкспортеров Приморского края:

Провести независимую правовую оценку Плана действий для реализации решений совещания у Первого Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова «О соблюдении экологических требований при реализации приоритетных инвестиционных проектов лесного комплекса в Приморском крае» 27 июля 2011 г. и довести ее результаты до сведения руководства Рослесхоза, Управления лесным хозяйством Приморского края и других заинтересованных сторон.

Обратиться с обращением к Полномочному представителю Президента Российской Федерации в ДВФО В.И. Ишаеву о создавшейся ситуации с реализацией приоритетного инвестиционного проекта ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ».

 

Ко всем заинтересованным сторонам:

Поддержать инициативу Министерства природных ресурсов правительства Хабаровского края по проведению 15 сентября в г. Хабаровск межрегионального семинара по вопросу выработки конкретных предложений по внесению изменений в 7-ю версию Российского национального стандарта ЛПС для ее дальнейшей аккредитации.

 

Председатель круглого стола,

Генеральный директор ПАЛЭКС                                                          П.Г. Корчагин

 

 

материалы собрания:

 

1.  Письмо ПАЛЭКС

2. Список приглашенных

3. Состав участников

4. Решение круглого стола