15 мая 2019 года официально опубликованы новые Правила лесовосстановления (приказ Минприроды России от 25 марта 2019 года № 188 «Об утверждении Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений», официально зарегистрированный в Минюсте 14 мая). Самым заметным, хотя и бессмысленным, нововведением является требование о поэтапном увеличении доли посадочного материала с закрытой корневой системой, используемого при лесовосстановлении: до 20% с 1 января 2022 года, до 30% с 1 января 2025 года, и до 40% — с 1 января 2030 года. Бессмысленно оно по двум причинам: во-первых, правила меняются так часто, что положения, вступающие в силу через несколько лет, практического значения не имеют, и во-вторых, без изменения общего подхода к лесовыращиванию замена посадочного материала с открытой корневой системой на посадочный материал с закрытой корневой системой вообще ничего не дает, кроме роста бесполезных расходов. Лесовосстановление в понимании нынешнего лесного законодательства и руководства лесной отрасли вообще явного практического смысла не имеет — это всего лишь своеобразный обряд, как бы очищающий лесных чиновников, лесопользователей и органы управления лесами от вины в бесхозяйственном и истощительном пользовании лесом.
Кроме того, специальных лесных районов, для которых правилами устанавливаются особенные требования к лесовосстановлению, теперь стало четыре: Двинско-Вычегодский, Балтийско-Белозерский, Среднеангарский и Байкальский.
Правила большие (в опубликованном варианте — 139 страниц), и требуют дополнительного изучения. Пока просто ссылка на них, без особых комментариев: